Посмертие
У каждого из живых есть душа. При жизни она «выключена», и включается сразу после смерти. Душа состоит из двух элементов:
- Носитель из мглы, это тень человека или зверя, его точная копия, которая после смерти встает из его тела.
- «Снежинка», это личность, разум и память умершего, которые перешли из физического носителя (мозга) в энергетическую узорную печать. Снежинка это уникальный узор, как отпечаток пальца, только гораздо сложнее, трехмерный сгусток, в котором миллионы узлов и миллиарды связей; можно сказать, энергетический аналог мозга. Оказавшись незащищенной, вне серого тела, снежинка не выдерживает контакта с реальностью и распадается в радужную пыль за считанные секунды. Внутри серого тела она сохраняется куда дольше, хотя все равно идет ее распад, и в конечном итоге снежинка распадается, и тогда происходит окончательная смерть.
Серая душа встает из тела на первом слое Сумрака. Когда произошло осознание собственной смерти, душа переходит на второй слой и путешествует в Мир Мертвых. В последние столетия он находится в центральной области Кедхеймских гор, раньше располагался на далеком севере, а до того на крайнем юге, т.е. расположение царства смерти меняется с ходом эпох. Прибыв в Мир мертвых, душа проводит там остаток своего посмертия: недели, месяцы, реже годы, изредка десятилетия — и в конечном итоге растворяется в Океане Хаоса, исчезая безвозвратно.
Пока «снежинка» существует, личность умершего еще жива, его можно призвать, поговорить с его духом, воплотить в форме нежити и даже оживить. Когда снежинка разрушена, личность умершего утрачивается навсегда, и только мировая магия способна вернуть его к жизни.
Резюмируя: в Инране есть посмертие, и мир мертвых пересекается с миров живых. Живые могут разными способами взаимодействовать с мертвыми, и наоборот. Проследим один за другим все этапы смерти и посмертия для человеческой души, т.к. у животных, духов и других рас детали посмертия различаются.
Тенифестация
Тенифестация — это переход снежинки умершего, т.е. всей его личности и всех воспоминаний из мозга в теневое тело, которое является полной копией умершего. Тенифестация происходит на стыке материального мира и сумрака, и начинается сразу же после смерти, независимо от ее причины. Как только тело умирает, начинается процесс его воплощения в облике тени, он занимает около получаса, т.е. 5-10 минут, пока умирает мозг, и 15-20 минут на оформление тени. По окончанию тенифестации умерший встает в виде «темного ходока», «темнозова», «шепчущей тени». Чаще всего тень встает с теми увечьями и ранами, от которых и скончалось тело, но постепенно увечья сглаживаются и тень обретает «оптимальный облик», привычный умершему при жизни.
Оказавшись на первом слое сумрака, поначалу умерший не понимает, что с ним произошло. Разум как правило не в силах сразу принять реальность смерти, и какое-то время (обычно до ближайшего рассвета), тень бродит как сомнамбула, в первую очередь неосознанно стремясь оставаться у своего тела или места гибели. При этом каждая душа имеет способность воздействовать на мглу вокруг, поэтому если у умершего достаточно времени до рассвета (час или больше), он начинает «закукливаться», т.е. создавать вокруг себя некую теневую реальность, свой «рай из мглы», которая послушна его воле. Эта обманчивая реальность опасна, потому что некоторые люди закукливаются настолько сильно, что теряют время и не успевают осознать, что они умерли, когда приходит их первый посмертный рассвет.
Рассветица
Сильное воздействие на любую душу оказывает первый луч рассвета, который падет на нее. Обычно с лучом света приходит состояние полной ясности и осознание собственной смерти. Однако если звери, дождавшись рассветного луча, покорно и с пониманием уходят вглубь сумрака, прячутся от рассветного луча, чтобы раствориться во тьме — то души разумных очень часто подвержены обратному эффекту: ярости. То есть, если человек до рассветного луча сам не осознал свою смерть, луч разрушает кокон, в который душа облекла себя, приносит осознание подобно резкому, пронизывающему удару, и оно оказывается ярким и нежданным откровением.
Испытав это, многие люди впадают в состояние ярости и привлекают ток Негатоса, который тесно связан с гранью мглы. Если ярость переходит в ненависть, приток негатоса может быть достаточно силен, чтобы в душе началось повержение во тьму, т.е. процесс превращения в нежить. Это тяжелый процесс, т.к. чем больше влияние негатоса, тем больше мук начинает испытывать душа, и тем больше ненависти и злобы в ней образуется, что усиливает приток негатоса еще сильнее. Попав в замкнутый круг, душа может погрузиться во тьму и превратиться в призрака, который рвется снова стать живым, и способен причинить много вреда людям, высасывая из них жизнь.
Во избежание такой судьбы, людей с детства учат, как вести себя после смерти. Учат признакам, по которым можно понять, что ты мертв, и учат как не допустить, чтобы ярость овладела тобой.
Когда человек осознал свою смерть, наступает третий этап посмертия.
Прощание
Осознав, что он умер, человек стремится в последний раз прикоснуться к тому, что ему дорого: семье, дому, друзьям, дорогому для него делу (например, своей художественной мастерской). Он, пронизывая сумрак, спешит к тем, кого любит. И оказавшись рядом с ними, пытается попрощаться, ищет любой доступный способ. Это наполовину инстинктивное действие, но темный человек вполне сохраняет память, разум и эмоции. Известны случаи, когда маги даже после смерти, потеряв свой исток (телесную его часть) сохраняют слабую власть над своей стихией и могут чууууть-чуть кастовать из загробного мира, таким образом посылая своим близким знаки, что они здесь и пришли попрощаться. Маг воды может сделать так, чтобы на зеркале проступили влагой прощальные слова, маг тверди может создать оттиск на пыльной поверхности и т.п. Подобно земным полтергейстам, духи умерших могут оказывать слабое влияние на материальный мир, изо всех сил стараясь достучаться до живых, чтобы попрощаться с ними. В связи с этим в Инране сформировался богатый пласт примет и поговорок, связанных с действиями темных ходоков, люди внимательны к проявлениям полтергейста, понимают что за ними может стоять воля умерших и их попытки связаться и что-то сказать. Существуют и обряды, и различные приспособления, немагические и магические, которые призваны облегчать ходоку обращение с живыми, и наоборот. Подробнее об этом в статье Похоронные обряды. Когда человек простился с теми, кого любил при жизни, наступает четвертый этап посмертия.
Окрыление
Когда человек осознал и принял свою смерть, в последний раз коснулся того, что было ему дорого в мире живых, зов смерти в нем начинает перевешивать зов жизни. Как правило, это происходит по истечении 3х суток с момента смерти. Зов мира мертвых постепенно все сильнее и сильнее захватывает душу, теневой тело искажается под его воздействием и уплотняется, съеживается, вместо бесплотной тени человека появляется темная фигура ворона. Отныне именно ворон - душа умершего и носитель его снежинки, и теперь этот ворон ныряет во второй слой сумрака и летит на зов, к Морю мертвых, в страну смерти. Иногда душа противится своему уходу и остается в форме темного человека дольше трех дней. Это чревато перерождением в Гулл, призрачную нежить, которая жаждет вернуть утраченную жизнь и при успешном подавлении воли человека, способен «выключить» его сознание и вселиться в его тело, управляя им. В этом и различных других случаях, когда душа по любым причина слишком задерживается, приходят нефаримы, слуги Бога Смерти, и исправляют неправильность происходящего, восстанавливают естественный ход вещей, уводят заблудшую душу туда, где ей теперь место: в загробный мир.
Распад
Обряды сохранения памяти об умершем и его личности. Презервация тела помогает сохранить снежинку в мире мертвых.
Окончательная смерть
Ворон, распадаясь, последним усилием воли ныряет в Море Мертвых, снежинка разбивается о волны, и человек перестает существовать. Элементарные составляющие снежинки проходят через мертвые воды и вливаются в Океан Хаоса, где трансформируются бесконечное число раз перед тем, как стать основой для следующей снежинки, уже нового человека, только что зачатого и начавшего формироваться.